Презентация к уроку

Данный урок и презентация разработаны к республиканскому конкурсу "Лучший учитель-предметник 2010", посвященному юбилею Адыгейского государственного университета.

Литература.
  • Русский язык. 5 класс. Под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. Дрофа. Москва. 2008
  • С.И.Львова. «Позвольте пригласить вас…» или Речевой этикет. Дрофа. Москва. 2007
  • С.И.Львова. Русский язык. За страницами школьного учебника. 5 класс. Дрофа. Москва. 2007
  • «Лингвокультурологическое учебное пособие по русскому речевому этикету. Т.МЧачина, А.А.Денисова, А.Д.Гарцова». Электронное учебное издание. Дрофа.

Урок в 5 классе. "Этикетные слова"

Цели урока:

  • Закрепить понятие о речевой ситуации.
  • Ввести термин речевой этикет.
  • Показать зависимость употребления этикетных формул от речевых ситуаций.
  • Ввести в активный лексический запас учащихся речевые этикетные слова и выражения.
  • Способствовать воспитанию умения вести себя согласно нормам этикета в различных ситуациях.

Оборудование. Компьютер, проектор. Подборка песен с этикетными словами. Лексическое лото.

1. Определение темы урока. Повторение.

Слайд №1.

Чтение стихотворения.

Общенье важно – это жизнь.

Общенье есть дыханье.

  • Запишите второе предложение из текста.
  • Сделаем синтаксический разбор.
  • Вспомним о том, что сказуемое может быть выражено именем существительным.
  • Как вы понимаете слова «Общенье есть дыханье»?

Общение делает нашу жизнь наполненной, яркой, интересной. Собственно без общения этой самой жизни просто нет. Как без дыхания.

Слайд №2

Вот о том, как строить общение с другими людьми, как научиться говорить с людьми так, чтобы они слушали и слышали вас, мы и поговорим сегодня на уроке.

Слайд №3

Как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убедились сами,
А может не слова - дела важны?
Дела - делами, а слова - словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы.

У нас очень интересная тема: «Умеем ли мы употреблять этикетные слова?»

2. Словарная работа.

Слайд №5,6

Что такое этикет?

Итак, этикет помогает нам вести себя правильно дома, в гостях, в театре. Но ведь где бы ни были, мы не молчим, мы общаемся с другими людьми. Значит, нам необходим и речевой этикет.

Слова, которые помогают соблюдать речевой этикет, и называются этикетными. Это слова приветствия, прощания, благодарности, извинения.

3. Понятие о речевой ситуации.

Но для того чтобы из множества этикетных слов выбрать необходимое и подходящее, нужно ответить на несколько вопросов.

Слайд №6

Где?

Когда

Кто? Кому?

Зачем?

О чем?

Вот это и есть речевая ситуация. Ее мы будем учитывать при выборе этикетных формул.

4. Форма урока.

Разобраться в множестве этикетных слов нам помогут два персонажа: Оля и Коля. Давайте с ними познакомимся.

Слайд №7

5. Формулы приветствия.

  • Любой разговор начинается с приветствия. Еще Владимир Мономах в своих поучениях говорил о необходимости приветствовать друг друга.
  • Прочитаем его выразительно.

Слайд №8.

Давайте вместе с Олей и Колей вспомним некоторые из известных нам приветствий.

  • Пламенный привет!
  • Здравствуйте!
  • Позвольте поприветствовать вас!
  • Кого я вижу!
  • Мое почтение!
  • Привет честной компании!
  • Сколько лет, сколько зим!
  • Добро пожаловать!
  • Рад вас видеть!
  • Доброе утро!
  • Легок на помине!
  • Мое почтение!
  • Здравия желаю!
  • Хлеб да соль!

Слайд №9

  • А теперь найдем среди этих выражений те, которые в настоящее время можно воспринимать как фразеологизмы.
  • Выпишите их в тетрадь и добавьте 2-3 выражения, которые вы хотели бы начать употреблять в своей речи.

Слайд №10

Оля зашла к Коле, они собираются пойти в библиотеку, чтобы найти книги по речевому этикету. Бабушка с дедушкой как раз завтракают, младшая сестренка .Коли играет с котенком, а папа работает с важными бумагами.

  • Как Оля должна поприветствовать каждого из членов семьи Коли?
  • А что они могут ответить?

Слайд №11

Колиному папе очень понравилась вежливая девочка, и он рассказал ей, как приветствуют друг друга другие народы. Оля захотела узнать о французских приветствиях, а Коля заинтересовался сомалийскими традициями.

Слайд № 12,13

  • Чем похожи приветствия разных народов? (Они содержат добрые пожелания)

Вывод учителя.

Итак, этикетные слова и выражения приветствия должны нести в себе добрые пожелания, настраивать людей на хорошее, помогать установить между ними взаимопонимание.

6. Формулы просьбы.

Нам с вами нередко приходится просить о чем-то окружающих. А вот умеем ли мы это делать. Сейчас узнаем. Посмотрите, какие этикетные формулы просьбы существуют.

  • Пожалуйста
  • Будьте добры
  • Будьте любезны
  • Если тебе не трудно
  • Если вас не затруднит
  • Сделайте одолжение
  • Не откажите в любезности
  • Окажите любезность
  • Не сочтите за труд.
  • Будь другом

Слайд №14

  • Охарактеризуйте речевые ситуации, в которых их можно употребить. Помните шесть волшебных вопросов? Они вам помогут.
  • Найдите формулы с глаголами в повелительном наклонении.

В русском языке есть несколько способов построить предложение с выражением просьбы.

Этикетное выражение + глагол в форме повелительного наклонения.

Будьте добры, передайте деньги на билет.

Этикетное выражение + глагол в будущем времени

Не поможешь ли ты мне.

Этикетное выражение + глагол в форме инфинитива

Не могли бы вы сказать мне.

А тем временем Оля с Колей попрощались с родными и вышли из дома. Они сели в автобус и поехали в библиотеку. И вдруг Коля увидел мальчишку, который увлеченно играет с мобильным телефоном и не замечает, что рядом стоит пожилая женщина. Коля задумался: «Как же сказать мальчику о том, что он неправильно себя ведет?»

Помогите Коле выбрать правильные слова.

Слайд 15,16

  • Вывод учителя. Одна и та же просьба может быть высказана по-разному, даже если в ней употреблены этикетные слова. Поэтому необходимо помнить о том, что многое зависит и от того, с какими формами глаголов сочетаются этикетные слова. Выбор этих форм зависит от речевой ситуации.

Физкультминутка.

Два притопа, два прихлопа, ежики, ежики (пальчики вперед).

Наковальня, наковальня, ножницы, ножницы (кулачок на кулачок).

Побежали, побежали, зайчики, зайчики.

Ну-ка звонче, ну-ка звонче скажите “Здравствуйте!”

Девочки (здравствуйте).

Мальчики (здравствуйте).

7. Формулы согласия и отказа.

Выйдя из автобуса, ребята почему-то растерялись. Может, они не знают, куда идти дальше, а может, просто заспорили о чем-то важном и решили спросить мнение прохожего. Ответ прохожего мы услышали, а вот вопрос заглушил шум отъезжающего автобуса.

Слайд №18,19

  • Давайте восстановим диалоги. Используя при этом этикетные слова.
  • Запишем диалоги в тетрадь, чтобы повторить пунктуацию при диалоге.

  • - …
  • - Конечно, спрашивай. Я тебя слушаю!

  • - …
  • Прошу прощенья, но, к сожалению, я не могу вам помочь. Очень спешу.

  • - …
  • С радостью помогу вам.

  • Выводы учителя. Если вы хотите услышать вежливый ответ, то и просьбу или вопрос следует задавать вежливо. К тому же вопрос и ответ должны совпадать по стилевой принадлежности. Не стоит отвечать на слова: «Окажите мне любезность», задорным: «Легко»

Упр. 316.

8. Формулы извинения.

Коле не повезло. Маленький озорник на самокате сбил его с ног и не собирается извиняться. Пожалуй стоит ему подсказать кое-что.

Слайды 20,21,22

  • Простите меня
  • Прошу простить
  • Я очень огорчен
  • Простите, я не хотел
  • Я вас огорчил, извините
  • Виноват, прошу прошенья
  • Ты уж извини
  • Я не могу не извиниться
  • Позвольте попросить прощенья
  • Я причинил вам столько хлопот

А если озорник собьет не Колю? Тогда какие выражения он должен выбрать. Почему есть разница?

Слайд №23

Всем известно, что в Англии очень галантные джентльмены. Там с этикетом все в порядке. Но и там случается всякое.

  • Инсценировка.

Учтивый разговор.
(В. Левин)

История очень вежливая и не слишком короткая.

Один англичанин толкнул англичанина
и тут же сказал:
«Извините, нечаянно».
Второй англичанин любезно ответил:
«Простите, но я ничего не заметил».
«Нет-нет, это вы, ради Бога, простите».
«Простите, но что мне прощать, объясните?»
«Как — «что мне прощать»? Неужели не ясно?»
«Сэр, вы беспокоитесь, право, напрасно.
Я рад бы простить вас, но мне не понять,
Что именно должен я вам извинять».

Тогда
англичанин
толкнул
англичанина
и сразу сказал:
«Извините -
нечаянно».

На что собеседник любезно ответил:
«Простите,
но я ничего не заметил».
«Нет-нет,
это вы, ради Бога, простите».

«Простите,
но что мне прощать?
Объясните».
«Как — «что мне прощать»?
Неужели не ясно?»
«Сэр, вы беспокоитесь, право, напрасно:
я рад бы простить вас,
но мне не понять,
что именно
должен я вам извинять!»

Тогда
англичанин толкнул
англичанина
и сразу сказал:
«Извините.
Нечаянно».

На что собеседник
любезно
ответил:
«Простите, но -
я ничего не заметил!»

«Нет-нет!!!
Это вы,
ради Бога, простите!»
«Простите,
Но что мне прощать?!
Объясните!»
«Как — «что мне прощать»?
Неужели не ясно?!!»
«Сэр, вы беспокоитесь,
право, напрасно:
я рад бы простить вас,
но мне не понять,
что именно
должен я вам извинять».

Тогда
АНГЛИЧАНИН
ТОЛКНУЛ
англичанина!
И сразу сказал:
«ИЗВИНИТЕ НЕЧАЯННО!»
Но тут собеседник ответил иначе:
«Простите,
но я вам, пожалуй, дам сдачи».
И вежливо-вежливо
два англичанина
друг друга
до ночи
тузили
отчаянно.


Размышления после очень вежливого разговора.
(В. Левин)

По вкусу
Стоит досолить
И завтрак, и обед.
Немножко
Можно пошалить,
Плохого в этом нет.
Подраться
Нужно иногда -
За слабого, к примеру.
Но
Даже вежливость -
Беда,
Когда забудешь меру.

Вывод учителя.

  • Этикетными словами не стоит злоупотреблять. Их должно быть в меру. И они должны быть к месту.

9. Обобщение.

Наконец-то Оля и Коля оказались в библиотеке.

  • Две театральные группы составляют и разыгрывают сценки о том, как общались ребята с библиотекарем..
  • Остальные пишут музыкальный диктант. Звучат отрывки из песен, где звучат этикетные слова. Дети выписывают их.

Просмотр сценок. Обсуждение.

10. Проверка результативности урока.

  • Выполнение упражнений с диска «Лингвокультурологическое учебное пособие по русскому речевому этикету. Т.МЧачина, А.А.Денисова, А.Д.Гарцова»
  • Кто быстрей соберет Лексическое лото(см. приложение). Следует учесть, что рядом со словами официального стиля стоят синие знаки вопроса, с нейтральными – зеленые, с разговорными – красные.

11. Выставление оценок.

12. Д.з. упр. 319.

Сайт моей школы

http://www.school15ra.narod.ru/

© ruchckina-larisa2012

Конструктор сайтов - uCoz