Урок в 5 классе. "Этикетные слова"
Цели урока:
- Закрепить понятие о речевой ситуации.
- Ввести термин речевой этикет.
- Показать зависимость употребления этикетных формул от речевых ситуаций.
- Ввести в активный лексический запас учащихся речевые этикетные слова и выражения.
- Способствовать воспитанию умения вести себя согласно нормам этикета в различных ситуациях.
Оборудование. Компьютер, проектор. Подборка песен с этикетными словами. Лексическое лото.
1. Определение темы урока. Повторение.
Слайд №1.
Чтение стихотворения.
Общенье важно – это жизнь.
Общенье есть дыханье.
- Запишите второе предложение из текста.
- Сделаем синтаксический разбор.
- Вспомним о том, что сказуемое может быть выражено именем существительным.
- Как вы понимаете слова «Общенье есть дыханье»?
Общение делает нашу жизнь наполненной, яркой, интересной. Собственно без общения этой самой жизни просто нет. Как без дыхания.
Слайд №2
Вот о том, как строить общение с другими людьми, как научиться говорить с людьми так, чтобы они слушали и слышали вас, мы и поговорим сегодня на уроке.
Слайд №3
Как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убедились сами,
А может не слова - дела важны?
Дела - делами, а слова - словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы.
У нас очень интересная тема: «Умеем ли мы употреблять этикетные слова?»
2. Словарная работа.
Слайд №5,6
Что такое этикет?
Итак, этикет помогает нам вести себя правильно дома, в гостях, в театре. Но ведь где бы ни были, мы не молчим, мы общаемся с другими людьми. Значит, нам необходим и речевой этикет.
Слова, которые помогают соблюдать речевой этикет, и называются этикетными. Это слова приветствия, прощания, благодарности, извинения.
3. Понятие о речевой ситуации.
Но для того чтобы из множества этикетных слов выбрать необходимое и подходящее, нужно ответить на несколько вопросов.
Слайд №6
Где?
Когда
Кто? Кому?
Зачем?
О чем?
Вот это и есть речевая ситуация. Ее мы будем учитывать при выборе этикетных формул.
4. Форма урока.
Разобраться в множестве этикетных слов нам помогут два персонажа: Оля и Коля. Давайте с ними познакомимся.
Слайд №7
5. Формулы приветствия.
- Любой разговор начинается с приветствия. Еще Владимир Мономах в своих поучениях говорил о необходимости приветствовать друг друга.
- Прочитаем его выразительно.
Слайд №8.
Давайте вместе с Олей и Колей вспомним некоторые из известных нам приветствий.
- Пламенный привет!
- Здравствуйте!
- Позвольте поприветствовать вас!
- Кого я вижу!
- Мое почтение!
- Привет честной компании!
- Сколько лет, сколько зим!
- Добро пожаловать!
- Рад вас видеть!
- Доброе утро!
- Легок на помине!
- Мое почтение!
- Здравия желаю!
- Хлеб да соль!
Слайд №9
- А теперь найдем среди этих выражений те, которые в настоящее время можно воспринимать как фразеологизмы.
- Выпишите их в тетрадь и добавьте 2-3 выражения, которые вы хотели бы начать употреблять в своей речи.
Слайд №10
Оля зашла к Коле, они собираются пойти в библиотеку, чтобы найти книги по речевому этикету. Бабушка с дедушкой как раз завтракают, младшая сестренка .Коли играет с котенком, а папа работает с важными бумагами.
- Как Оля должна поприветствовать каждого из членов семьи Коли?
- А что они могут ответить?
Слайд №11
Колиному папе очень понравилась вежливая девочка, и он рассказал ей, как приветствуют друг друга другие народы. Оля захотела узнать о французских приветствиях, а Коля заинтересовался сомалийскими традициями.
Слайд № 12,13
- Чем похожи приветствия разных народов? (Они содержат добрые пожелания)
Вывод учителя.
Итак, этикетные слова и выражения приветствия должны нести в себе добрые пожелания, настраивать людей на хорошее, помогать установить между ними взаимопонимание.
6. Формулы просьбы.
Нам с вами нередко приходится просить о чем-то окружающих. А вот умеем ли мы это делать. Сейчас узнаем. Посмотрите, какие этикетные формулы просьбы существуют.
- Пожалуйста
- Будьте добры
- Будьте любезны
- Если тебе не трудно
- Если вас не затруднит
- Сделайте одолжение
- Не откажите в любезности
- Окажите любезность
- Не сочтите за труд.
- Будь другом
Слайд №14
- Охарактеризуйте речевые ситуации, в которых их можно употребить. Помните шесть волшебных вопросов? Они вам помогут.
- Найдите формулы с глаголами в повелительном наклонении.
В русском языке есть несколько способов построить предложение с выражением просьбы.
Этикетное выражение + глагол в форме повелительного наклонения. | Будьте добры, передайте деньги на билет. |
Этикетное выражение + глагол в будущем времени | Не поможешь ли ты мне. |
Этикетное выражение + глагол в форме инфинитива | Не могли бы вы сказать мне. |
А тем временем Оля с Колей попрощались с родными и вышли из дома. Они сели в автобус и поехали в библиотеку. И вдруг Коля увидел мальчишку, который увлеченно играет с мобильным телефоном и не замечает, что рядом стоит пожилая женщина. Коля задумался: «Как же сказать мальчику о том, что он неправильно себя ведет?»
Помогите Коле выбрать правильные слова.
Слайд 15,16
- Вывод учителя. Одна и та же просьба может быть высказана по-разному, даже если в ней употреблены этикетные слова. Поэтому необходимо помнить о том, что многое зависит и от того, с какими формами глаголов сочетаются этикетные слова. Выбор этих форм зависит от речевой ситуации.
-
Физкультминутка.
Два притопа, два прихлопа, ежики, ежики (пальчики вперед).
Наковальня, наковальня, ножницы, ножницы (кулачок на кулачок).
Побежали, побежали, зайчики, зайчики.
Ну-ка звонче, ну-ка звонче скажите “Здравствуйте!”
Девочки (здравствуйте).
Мальчики (здравствуйте).
7. Формулы согласия и отказа.
Выйдя из автобуса, ребята почему-то растерялись. Может, они не знают, куда идти дальше, а может, просто заспорили о чем-то важном и решили спросить мнение прохожего. Ответ прохожего мы услышали, а вот вопрос заглушил шум отъезжающего автобуса.
Слайд №18,19
- Давайте восстановим диалоги. Используя при этом этикетные слова.
- Запишем диалоги в тетрадь, чтобы повторить пунктуацию при диалоге.
- - …
- - Конечно, спрашивай. Я тебя слушаю!
- - …
- Прошу прощенья, но, к сожалению, я не могу вам помочь. Очень спешу.
- - …
- С радостью помогу вам.
- Выводы учителя. Если вы хотите услышать вежливый ответ, то и просьбу или вопрос следует задавать вежливо. К тому же вопрос и ответ должны совпадать по стилевой принадлежности. Не стоит отвечать на слова: «Окажите мне любезность», задорным: «Легко»
Упр. 316.
8. Формулы извинения.
Коле не повезло. Маленький озорник на самокате сбил его с ног и не собирается извиняться. Пожалуй стоит ему подсказать кое-что.
Слайды 20,21,22
- Простите меня
- Прошу простить
- Я очень огорчен
- Простите, я не хотел
- Я вас огорчил, извините
- Виноват, прошу прошенья
- Ты уж извини
- Я не могу не извиниться
- Позвольте попросить прощенья
- Я причинил вам столько хлопот
А если озорник собьет не Колю? Тогда какие выражения он должен выбрать. Почему есть разница?
Слайд №23
Всем известно, что в Англии очень галантные джентльмены. Там с этикетом все в порядке. Но и там случается всякое.
Учтивый разговор.
(В. Левин)
История очень вежливая и не слишком короткая.
Один англичанин толкнул англичанина
и тут же сказал:
«Извините, нечаянно».
Второй англичанин любезно ответил:
«Простите, но я ничего не заметил».
«Нет-нет, это вы, ради Бога, простите».
«Простите, но что мне прощать, объясните?»
«Как — «что мне прощать»? Неужели не ясно?»
«Сэр, вы беспокоитесь, право, напрасно.
Я рад бы простить вас, но мне не понять,
Что именно должен я вам извинять».
Тогда
англичанин
толкнул
англичанина
и сразу сказал:
«Извините -
нечаянно».
На что собеседник любезно ответил:
«Простите,
но я ничего не заметил».
«Нет-нет,
это вы, ради Бога, простите».
«Простите,
но что мне прощать?
Объясните».
«Как — «что мне прощать»?
Неужели не ясно?»
«Сэр, вы беспокоитесь, право, напрасно:
я рад бы простить вас,
но мне не понять,
что именно
должен я вам извинять!»
Тогда
англичанин толкнул
англичанина
и сразу сказал:
«Извините.
Нечаянно».
На что собеседник
любезно
ответил:
«Простите, но -
я ничего не заметил!»
«Нет-нет!!!
Это вы,
ради Бога, простите!»
«Простите,
Но что мне прощать?!
Объясните!»
«Как — «что мне прощать»?
Неужели не ясно?!!»
«Сэр, вы беспокоитесь,
право, напрасно:
я рад бы простить вас,
но мне не понять,
что именно
должен я вам извинять».
Тогда
АНГЛИЧАНИН
ТОЛКНУЛ
англичанина!
И сразу сказал:
«ИЗВИНИТЕ НЕЧАЯННО!»
Но тут собеседник ответил иначе:
«Простите,
но я вам, пожалуй, дам сдачи».
И вежливо-вежливо
два англичанина
друг друга
до ночи
тузили
отчаянно.
Размышления после очень вежливого разговора.
(В. Левин)
По вкусу
Стоит досолить
И завтрак, и обед.
Немножко
Можно пошалить,
Плохого в этом нет.
Подраться
Нужно иногда -
За слабого, к примеру.
Но
Даже вежливость -
Беда,
Когда забудешь меру.
Вывод учителя.
- Этикетными словами не стоит злоупотреблять. Их должно быть в меру. И они должны быть к месту.
9. Обобщение.
Наконец-то Оля и Коля оказались в библиотеке.
- Две театральные группы составляют и разыгрывают сценки о том, как общались ребята с библиотекарем..
- Остальные пишут музыкальный диктант. Звучат отрывки из песен, где звучат этикетные слова. Дети выписывают их.
Просмотр сценок. Обсуждение.
10. Проверка результативности урока.
- Выполнение упражнений с диска «Лингвокультурологическое учебное пособие по русскому речевому этикету. Т.МЧачина, А.А.Денисова, А.Д.Гарцова»
- Кто быстрей соберет Лексическое лото(см. приложение). Следует учесть, что рядом со словами официального стиля стоят синие знаки вопроса, с нейтральными – зеленые, с разговорными – красные.
11. Выставление оценок.
12. Д.з. упр. 319.